Отзыв о романе Ф. Достоевского "Преступление и наказание"

 1.Расскажите  коротко об авторе произведения

За свою жизнь Фёдор Достоевский написал 8 романов, 26 повестей и рассказов и множество произведений поменьше.

•          Писатель происходил из рода белорусских шляхтичей, ведущего свою историю с начала XVI века. Фамилия его предков была образована от названия принадлежавшей им деревни Достоево.

•          Многие факты биографии Достоевского дошли до нас благодаря его жене, которая после смерти супруга начала изучать и его жизнь, и жизнь его предков. Сам он, кстати, не знал о древности своего рода.

•          В шестнадцать лет будущий писатель поступил в Инженерное училище, так как отец считал, что литература никогда не сможет его прокормить. Как показала практика, он очень, очень сильно ошибся.

•          В детстве он не интересовался играми сверстников, предпочитая всё свободное время проводить за книгами.

•          По окончании Инженерного училища он был зачислен в армию, как и полагалось, но не прослужил там и года, уйдя в отставку, чтобы заняться исключительно литературой.

•          Первыми его произведениями были театральные пьесы, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней.

•          Литературоведы называют Фёдора Достоевского первым представителем жанра персонализма в русской литературе.

•          Его «Бедные люди» — первый русский социальный роман из жизни города, в данном случае — Петербурга.

•          Критик Белинский после публикации первого произведения Достоевского заявил, что его талант принадлежит к разряду таких, какие признаются не сразу. Он оказался прав: при жизни Достоевского немало критиковали, но позднее он получил признание по всему миру, и его произведения перевели более чем на сто языков.

•          Не все знают, что Фёдор Достоевский писал не только прозу, но и стихи. Правда, поэзия его не была востребована современниками.

•          Свой роман «Униженные и оскорблённые» Достоевский написал потому, что тогда он вместе с братом начал издавать литературный журнал, который надо было чем-то заполнить. Тогда он и начал писать эту книгу, которая по частям публиковалась в журнале.

•          Культовый роман «Игрок» был написан всего за три недели. Писатель создавал его в спешке, чтобы передать рукопись издателю, получить за неё деньги и расплатиться с долгами. 

•          Роман Достоевского «Преступление и наказание» — настоящий роман-исповедь, где автор задается вопросами человеческого мировоззрения, пороков и раскаяния. 

•          «Братья Карамазовы» Достоевского должны были стать лишь первой часть эпического романа «История великого грешника», но он умер спустя два месяца после публикации его первой части.

•          Достоевский знал наизусть почти все произведения Пушкина. 

•          В биографии Достоевского упоминается его впечатлительность. Современники утверждали, что из-за каких-либо переживаний и сопутствующего им нервного напряжения он неоднократно терял сознание.

•          За участие в революционно настроенном интеллектуальном кружке М.В. Петрашевского Фёдор Достоевский был осуждён и приговорён к смертной казни. 

•          За время каторги и военной службы личность Достоевского претерпела серьёзные изменения, и он превратился в глубоко религиозного человека.

•          Почти все свои крупные произведения Фёдор Достоевский написал уже после возвращения с каторги.

•          Его старший брат, Михаил Михайлович, тоже стал писателем и драматургом. Но далеко не таким известным, как Фёдор Михайлович.

•          После смерти старшего брата Достоевскому досталась куча его долгов. Он выплачивал их до конца жизни.

•          На протяжении большей части жизни Достоевский был заядлым игроком, он не раз проигрывал не только все свои деньги, но и деньги жены. 


•          Самым лучшим своим произведением Ф. М. считал коротенький рассказ «Мальчик у Христа на  ёлке». Это рождественский рассказ Фёдора Достоевского, написанный в 1876 году. 


4.Выпишите несколько цитат и прокомментируйте  их.

Стать солнцем... Это значит сиять так ярко, что невозможно не заметить твой свет. 

Как же глубока эта метафора, сокрытая в обыденных словах. Быть солнцем – это не только о физическом свете, но и о внутреннем свечении, о той силе, которая побуждает людей следовать за тобой, подчеркивать тебя среди множества иных.

В современном мире мы тоже можем стремиться стать солнцем. Это процесс, включающий в себя огромную работу над собой: стремление к знаниям, развитию и, конечно же, сострадание к другим. Без этого света любви и понимания, каким бы ярким ни был свет интеллекта, он не сможет пробудить истинное восхищение и сподвигнуть других видеть тебя как лидер. Настоящее солнце – это человек, который, озаряя своим примером, вдохновляет других находить собственный свет.

Посмотрим на великих людей прошлого и настоящего – Махатму Ганди, Мартина Лютера Кинга, Марии Кюри. Они становились солнцем, потому что следовали своим идеалам, несмотря на преграды. Их свет был так ярким, что влек за собой целые движения, менял сознание людей, освещал потёмки отчаяния и сомнений.

Но встает вопрос: какова цена быть солнцем? Быть в центре внимания не так просто, как кажется на первый взгляд. Как солнце неизменно обжигает свою поверхность, сжигая себя, превращая водород в энергию, так и человек, привлекая к себе внимание, должен быть готов справляться с трудностями, с критикой и ожиданиями.

Однако, стоит ли опасение загораживать путь к свету? Быть солнцем – значит принимать ответственность за то, что ты несешь с собой свет. Это значит быть надежным, быть примером, нести в мир частичку добра и тепла. 

Каждый из нас может стать солнцем. Не бояться блистать – это не о гордыне, а о смелости быть собой. Позвольте себе светить и, возможно, ваш свет окажется тем маяком, который направит многих на путь к теплу и надежде.

Бедность не порок, это истина. …

Бедность не порок, это истина. … Но нищета… нищета — порок-с.

Эта цитата говорит о том, что бедность сама по себе не является пороком, так как это просто состояние отсутствия материальных благ. Однако нищета, как более глубокое и уничижительное состояние, которое приводит к отчаянию и разрушению души, уже является пороком. Достоевский подчеркивает разницу между бедностью как временным состоянием и нищетой как духовной деградацией.

5.Как вы понимаете смысл названия произведения?
Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя.
"Преступление и наказание" — это роман Достоевского, который уже более столетия служит поводом для напряженных раздумий о цене человеческой жизни, о моральных границах своеволия, о том, сколько в человеке от дьявола, а сколько — от Бога.
Уже с первых страниц романа можно почувствовать всю тяжесть и безысходность жизни его главного героя. Бывший студент Раскольников обитает в каморке "под самой кровлей высокого пятиэтажного дома". Главные качества изображенного в романе пространства — теснота и узость. Герой, попавший в такое пространство, чувствует духовную пустоту и одиночество: "... он был в раздражительном и напряженном состоянии... углубился в себя и уединился от всех..." На протяжении всего романа Раскольников будет томиться, эгоистично отгораживаясь от других людей, и лишь в конце выйдет на перекресток, то есть открытое пространство, чтобы просить прощения у всего мира. С этого момента начнется его духовное воскрешение.
Но пока Родион, словно в бреду, мечется по грязным улицам Петербурга, вонючим лестницам и чердакам, мрачным распивочным. Герой задумал совершить действие, которое полностью изменит его жизнь. Эта мысль зародилась у него тогда, когда он заложил у старухи-процентщицы кольцо — подарок сестры. Раскольников тогда испытал ненависть к вредной и ничтожной старушонке, наживающейся па чужой беде. Старуха и у читателя вызывает негативные ощущения: она недоверчиво рассматривает посетителя, не желая поначалу его пускать, глаза у нее сверкаю! в темноте, она кашляет и кряхтит, а шея ее напоминает "куриную ногу". И вот у Раскольникова появилась мысль, которая привела его к преступлению.
Он случайно слышит разговор студента с офицером о "глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной". Студент говорит, что убийство старухи не будет преступлением: "Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!" Эти слова врезаются в память Родиона.
Затем в трактире Раскольников слушает исповедь пьяного Мармеладова и узнает о его дочери Сонечке, которая продает себя ради спасения семейства. История Сони Мармеладовой перекликается с судьбой Дуни, сестры Раскольникова, отдающей свою руку нелюбимому человеку ради "бесценного Роди". Символы вечной жертвы предстают перед воображением героя: "Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!"
Раскольников живет как бы двойной жизнью: реальной и логически абстрактной. Ему трудно отличить явь от бреда. Внутренние устои в нем разрушены. Он предстает опустошенным нравственно человеком еще до преступления, ведь он не раз мысленно совершает убийство старухи-процентщицы. Раскольников приходит к мысли, что именно ему предстоит "взять кровь на себя". Он считает, что имеет право на это. Кумир Родиона — властелин, не знающий сомнения. Его идеал — свобода и "власть над муравейником",
Стремление утвердиться в этой мысли приводит Родиона к преступлению в жизни. Момент убийства — начало краха теории Раскольникова. Весь месяц от убийства до признания герой романа испытывает нравственные мучения, борется с самим собой. Не сразу к нему приходит понимание ужаса содеянного. Вначале Родион мучается вопросом: смогли он переступить черту, отделяющую человека от "твари дрожащей". Ему трудно осмыслить все в одиночестве, и Раскольников идет к людям, рассказывает свою жизнь Соне. Соня заставляет Родиона по-новому посмотреть на свое деяние.
Сонечка Мармеладова отказывает герою в праве решать человеческую судьбу, быть судьей, дающим право на жизнь или несущим смерть. Раскольников начинает осознавать ошибочность своей идеи: "Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства". Не старуху, а самого себя губит Родион.
Достоевский выявил губительное воздействие ложной, индивидуалистической идеи на сознание человека. Таким образом, не только "среда" способна влиять на поступки человека, но мысль, идея. Возмущение социальной несправедливостью получили извращенное, ложное решение. Протест Раскольникова против вселенского горя обернулся эгоистическим самоутверждением, анархическим бунтом. Достоевский показал, что буржуазная философия индивидуализма приводит к преступлению.
Идея зла во имя добра терпит крах. Признание Раскольникова открывает путь к спасению человеческой души. Душевные мучения Родиона, которые приводят к покаянию, помогают ему избежать участи Свидригайлова. Раскольников идет на каторгу. Он еще нравственно болен, ему многое надо пережить и осмыслить, чтобы излечить свою душу, прийти к пониманию истинной ценности человека, идеи всеобщего добра.
Таков путь Раскольникова от преступления к наказанию. Страшной теории сверхчеловека Достоевский противопоставляет идеалы гуманизма, любви и всепрощения. В нравственном совершенствовании видит писатель идеал человека и общества, в котором нет места насилию и злу.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Отзыв о романе Оскара Уайльда " Портрет Дориана Грея "

Отчет по картине М.З. Шагал "Прогулка"